Важно знать родителям о «Субботней школе»!

Проблема подготовки дошкольников к жизни в новом социально-экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в наши дни. Ведь от того, насколько благоприятно пройдет период адаптации, зависит все дальнейшее пребывание детей в школе.

О значимости и сложности периода, связанного с переходом в школу, в отечественной психолого-педагогической литературе говорили Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Холмовский, И.В. Дубровина. Исследователи подтверждают взаимосвязь между целенаправленной работой по осуществлению преемственности и уровнем готовности детей к школе. Определение дошкольного детства как подготовительного этапа к школьному обучению привело к широкому распространению в практике детских садов регламентированной и формализованной системы обучения детей, по многим признакам схожей с обучением школьного типа.

Критикуя данное положение с позиций признания самоценности дошкольного детства, педагоги пришли к другой, не менее опасной ситуации – к отрицанию систематического, специально организованного обучения, к стремлению подменить его свободной деятельностью с детьми, что заключает в себе опасность упустить сензитивные периоды развития обучаемости ребенка.

При поиске решений данной проблемы преемственность рассматривается как двусторонняя связь между детским садом и начальной школой, как осуществление связи при переходе с одной ступени обучения на другую, обеспечение опоры на предыдущие знания, создание перспектив для дальнейшего развития детей.

Практические советы по организации работы с детьми старшего дошкольного возраста можно найти в работах К.Д. Ушинского, Симоновича, Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Н.А. Зайцева.

В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДУ, а по утверждению В.К. Кузнецовой, «нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам». Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Реформа школы в Республике Беларусь требует новых подходов к организации образовательного процесса, составной частью  которого становится дополнительное образование. Для дошкольников содержание такого образования реализуется в организации работы по   пред школьной подготовке дошкольников.

Для решения задачи подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в ГУО «Средняя школа №2 г. Солигорска» организована работа «Субботней школы», которая функционирует с 2005 года.

Анализ результатов диагностики, анкетирования, мониторинг учебных достижений учащихся свидетельствуют о том, что дошкольники, посещавшие «Субботнюю школу», имеют  высокую  учебную  мотивация, низкий уровень тревожности, легче адаптируются к школе, показывают высокие результаты учебной деятельности.

В современных условиях только опережая естественный процесс природно-протекающего развития ребёнка, обучение способно получить нужное направление и программно формируемые свойства, не нарушая преемственности в развитии. Пройдя «подготовительную школу» ребенок полностью адаптируется к образовательной среде и становится активным участником образовательного  процесса, быстрее достигает определённых результатов в учебной и творческой деятельности, легче адаптируется в социуме.

Тема: «Искусство быть матерью»

Цель: акцентировать внимание на предназначении женщины, как матери.

Задачи:

1. Раскрыть особенности формирования эмоциональной привязанности между матерью и ребенком.

2. Воспитывать уважительное отношение к материнству.

3. Способствовать укреплению современной семьи.

Оснащение:

         Выставка «Мастерство моей мамы», выставка литературы «Моя семья», коллажи «Зря спорить не стану, но думаю я, что лучшая мама на свете – Моя!», мультимедийный проектор.

«Женщина– мать по призванию, по душе и по крови... Мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим; её любовь, прежде всего физическая, естественная, следовательно, любовь по преимуществу, любовь как любовь. Она носит своё дитя у себя под сердцем, девять месяцев питает и растит его своей кровью, чувствует в себе первые жизненные его движения; оно это дитя – плоть от плоти её и кость от кости её; она рожает его на свет в муках и страданиях, и вместо того, чтобы возненавидеть именно за них – то, за эти муки и страдания, ещё более любит его»

                                                                                     В.Г. Белинский

         Уже с первого прикладывания к груди между матерью и ребенком устанавливаются сложные и многообразные отношения, суть и значение которых вряд ли можно считать до конца понятными. Если спросить об ощущениях матери в момент кормления ребенка грудью, то она затруднится передать словами все те переживания и ощущения, которые испытывает.

         Мама – первое существо, которое младенец выделяет среди окружающих. Ее он начинает узнавать раньше других, к ней в раннем детстве он испытывает особое чувство близости, доверия, именно с мамой у него связано чувство защищенности и благополучия.

         В раннем детстве формируется чувство привязанности и любви, которое оказывает решающее влияние на жизненный путь человека, его эмоциональный и интеллектуальный мир. Все чувства, для которых характерен элемент влечения, привязанности к другим людям, которую, пожалуй, можно отнести к наиболее важным человеческим свойствам, формируется на основе связи ребенка с матерью, и если они не зародились в детстве, в дальнейшем их возникновение уже почти не возможно.

Что же происходит, как возникает чувство любви?

         «Уважаемые мамы, я предлагаю Вам сейчас вспомнить, как вы держали своих детей в младенчестве? Покажите, как Вы это делали?» Да, действительно, психологи считают, что существует своего рода генетическая программа, предписывающая матерям держать детей на левой руке, приближая их, таким образом, к сердцу. Первые звуки, с которыми встречается малыш – это биение сердца матери. Английский ученый Моррис сконструировал прибор, имитирующий биение сердце матери. С помощью этого прибора удавалось успокоить плачущего младенца. Каждый раз, когда мать обнимает ребенка, она дает возможность снова услышать звуки сердцебиения, и в тоже время, ощущая тесный телесный контакт с матерью, ребенок чувствует себя в безопасности, защищённым.

         В дальнейшем, уже приблизительно с 6-ти месяцев голос и зрительный образ матери несут такой же положительный эмоциональный опыт, как ранее тесный физический контакт. И ребенок, начиная с этого времени всё реже требует тесного телесного контакта, но в замен ему необходимо видеть и слышать маму. «Вспомните тот момент, когда ребенок замолкал, услышав ваш голос из другой комнаты».

         Основными способами общения младенца с матерью является плач и улыбка. Если мама берет на руки малыша, то он смотрит в её сторону и на его лице появляется улыбка. Самое поразительное состоит в том, что точно также ведут себя и малыши, слепые от рождения. Само собой разумеется, что слепой ребенок не мог бы научиться улыбаться, переводить глаза в определенном направлении, поскольку при этом он не получает никаких визуальных впечатлений. По всей вероятности, поведением ребенка в данном случае руководит генетическая программа, направленная на удержание, «сохранение» матери рядом с собой.

         А теперь давайте проследим, как изменяется связь между матерью и ребенком по мере его роста. «Когда волчица-мать выкармливает своих волчат, они проводят вместе много счастливых часов. Все возятся в одной мохнатой куче, внешний мир, полный опасности, уходит куда-то далеко. Но когда волчица окончательно научит детенышей охотиться и добывать себе пищу, она все чаще им показывает зубы, рычит и требует, что бы они не отставали, а если они не делают того, что от них требуется, задает им хорошую трепку. Поэтому, именно стремясь к дальнейшему развитию наших детей, мать-наседка должна отойти в сторону. Так как слишком добрая мать не позволяет проявляться ярким энергиям ребенка, ему так хорошо рядом с ней, так спокойно – зачем же расставаться? В возрасте 2-3 лет в развитии ребенка начинает развиваться новый этап, который условно можно назвать «пусти», это тот самый возраст, в котором нормально развивающий ребенок, особенно в присутствии сверстников говорит матери, что бы она его отпустила, тем самым, показывая, что он уже взрослый. Здесь проявляются признаки процесса отдаления, который столь же закономерен, как и тесный контакт с матерью младенчества. И к переходному возрасту наступает следующая стадия развития отношения, которую условно можно назвать «отстань». При этом необходимо подчеркнуть, что отдаление не означает охлаждения чувства любви к матери, а всего лишь это проявление независимости, которое в свою очередь, и делает возможным поддержание здоровых, гармоничных отношений с родителями. Таким образом, связь между матерью и ребенком в своем развитии проходит три этапа: первый – «Обними крепче», второй – «Пусти», третий - «Отстань». Позднее этот процесс повторяется, но субъектом следующего «обними крепче», будет уже не мама, а кто-то другой.

Обобщая выше сказанное, мы видим, что задача матери, не только трудна, но и двойственна. С одной стороны, в ребенке необходимо развивать способность любить, а с другой – постепенно, со временем нужно создавать в нем «такую свободную валентность» при которой способность любить сможет быть реализована в отношении с другими людьми.

Спасибо за внимание !

Учреждение образования, семья и Белорусская Православная Церковь: опыт эффективного взаимодействия

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Беларуси, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, эмоциональной нечувствительности друг к другу.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации, ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные законы нельзя рационально усвоить посредством только научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В становлении духовно–нравственной культуры в обществе огромная роль принадлежит церкви. В МГУ на фасаде церкви начертаны слова: «Свет Христов просвещает всех».

  В ГУО «Средняя школа №2 г. Солигорска» именно этому вопросу духовно-нравственного воспитания уделяется особое внимание. C 2014 года в нашей школе реализуется проект «Взаимодействие семьи и учреждения образования – основной фактор успешной социализации подрастающего поколения», целью которого является создание условий эффективного взаимодействия семьи и учреждения образования как основного фактора успешной социализации подрастающего поколения. В соответствии с целью участники проекта поставили следующие задачи:

1.Способствовать активному участию родителей, прародителей в жизнедеятельности учреждения образования.

2. Организовать свободное время с учетом интересов и потребностей всех членов семьи.

3.Укреплять и сохранять ценности многопоколенной семьи как основного фактора в передаче социокультурных традиций и опыта.

4. Организовать позитивную коммуникацию и совместную деятельность педагогов, родителей и обучающихся.

Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от обучающихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, наши педагоги ведут целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием.

  В рамках месячника «Жизнь прекрасна!» проведено много интересных мероприятий и встреч.Особо теплой атмосферой запомнилась встреча старшеклассников нашей школы со священнослужителем отцом Алексеем Розовым и психологом психоневрологического диспансера Дунаевой Елизаветой Юрьевной, которые, как совершенно неожиданно выяснилось, оказались одноклассниками и выпускниками нашей школы. Тему дискуссии определили вопросы: «Что есть духовность? Что есть нравственность? Каковы истинные жизненные ценности?»

Ребята рассуждали о цене человеческой жизни, об уникальности мгновений, отпущенных судьбой, о духовной и нравственной культуре.У каждого участника была возможность получить ответы на волнующие вопросы, поделиться сокровенными мыслями, сделать соответствующие выводы, получить новый опыт. Дискуссия проводилась в форме «аквариума», т.е. аудитория делилась на два круга: внешний и внутренний. Во внутренний круг садились участники, готовые к открытому диалогу с гостями. Во внешнем круге участники были активными слушателями и могли задавать интересующие вопросы только в письменном виде по ходу обсуждения вопросов во внутреннем круге.

Разговор начался с обсуждения слов В.А.Сухомлинского: «Настоящий человек начинается там, где есть святыня души».Хотелось бы привести некоторые высказывания участников встречи: «Святыня, свято, святой, святость – слова одного корня. Святой человек – это тот, кто стремится угодить Богу, жить по воле Божией, который смирен и кроток. Кто светел, тот и свят»;

 «Духовность -это устремленность человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и, таким образом, одухотвориться»;

«Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, на основе гармонии с окружающим миром».

Подростки пришли к осознанию того, что мы всю жизнь находимся в поиске своего истинного предназначения. И в этом нам помогает вера.Особенно интересным было обсуждение притч.

Притча о двух соседях.

Один человек построил красивый дом, посадил сад, развел цветы и  прекрасно чувствовал себя в своей обители. Рядом жил бедный ленивый человек в покосившемся домике, с упавшим забором и завидовал соседу. Бедняк, пытаясь вывести соседа из себя, устраивал скандалы, бросал мусор во двор, а однажды, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с помоями на пороге. Он вылил нечистоты, вычистил до блеска ведро, наложил в него крупных яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался, предвкушая радость ссоры: «Наконец я его достал!». Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Притча о двух Ангелах.

Однажды два Ангела, под видом обыкновенных путников, попросили ночлега в доме одной очень богатой семьи. Семья не была гостеприимна и не захотела оставить Ангелов в гостиной. Вместо этого их отвели на ночлег в холодный подвал. Когда они расстилали постель, старший Ангел увидел дыру в стене и заделал ее. Увидев это, младший Ангел спросил: «Почему?». Старший ответил: «Все не так, как кажется на первый взгляд». В следующую ночь они остановились на ночлег в доме очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с Ангелами немного еды, которая у них была, и уложили их в свои постели, чтобы те могли хорошо выспаться перед дорогой, а сами легли на полу. Утром после пробуждения Ангелы увидели, что хозяин и его жена плачут. Их единственная корова (а ее молоко было единственным доходом семьи) лежала мертвой в хлеве. Тогда младший Ангел спросил старшего: «Как это могло случиться? Первый мужчина имел все, но был таким жадным и злым, а ты ему помог, а у этих людей практически ничего не было, но они были готовы делиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?». «Все не так, как  кажется на первый взгляд,- ответил старший Ангел,- Когда мы были в подвале, я понял, что за дырой в стене находится клад с золотом. Хозяин дома был груб и не пожелал сделать добро, поэтому я отремонтировал стену, чтобы клад никогда не был найден. А в следующую ночь, когда мы спали в постели бедняков, за женой хозяина пришла смерть, а я вместо нее отдал ей корову»…

На мой взгляд, это очень глубокая притча, ведь, действительно, в нашей жизни  многое оказывается совсем не так, как нам могло показаться поначалу, только вот к пониманию этого мы приходим, как правило, уже со временем. Бывает, что какие-то неприятные, тяжелые и даже трагические события становятся первым шагом к чему-то хорошему, светлому, тогда как то, что вроде бы казалось удачей и счастьем, на деле оказывается вовсе не таким уж удачным и счастливым, и даже невольно начинаешь задумываться: «Да уж лучше не было бы этого «счастья» в моей жизни никогда, и все оставалось по-прежнему».

Человек не воспитывается по частям. Он создается всей суммой влияний, которым подвергается.Без укрепления духовных начал семьи, общественной жизни невозможна консолидация гражданского общества и развитие нашего государства. Величайшими ценностями многих поколений были верность памяти предков, любовь к Отечеству, гражданская ответственность, вера в добро и справедливость.

Сама жизнь, здоровье родных, спокойствие в стране и на душе, доброе имя, почитание родителей - ребята определили как главные жизненные приоритеты.

Подводя итоги встречи, все участники пришли к единому мнению: главная ценность человека – быть человеком.

  

Автор: Педагог-психолог   ГУО «Средняя школа №2 г. Солигорска»

             Варавка М.И.

Список использованной литературы и источников:

1.Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников\ Н.Г.Аверина\\ Нач.школа. – 2005 - №11 - С.68-71

2.Артюхова,И.С. Ценности и воспитание И.С.Артюхова\\Педагогика. -1999 - №4 - С.78-80

3. Бабанский ,Ю.К. Педагогика: курс лекций.- М.: Просвещение,1995-354с.

4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании \ А.В.Бабаян \\ Педагогика. – 2005 - №2 - С.67-68

5. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. \ Т.Г. Жарковская \\ Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003 - №3 - С.9 - 12

6. Зазнобина, Л.С. Как же выжить в мире СМИ. \ Л.С.Зазнобина \\ Медиаобразование в школе. – 1999 - №3- С.23-26

7. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека \ В.С. Леднев \\ Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002 - №6 -С.3-6

8.Мудрик, А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. \ А. Мудрик \\ Новые ценности образования: забота – поддержка - консультирование. М.: Новатор. - 1966. Вып.6. – С.56-70

9.Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения \ В.А. Сухомлинский \\ М.: Просвещение - 1990 -С.258

10. tulaschool.ru›teachers/57/1228/ Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС.