Тема: «Искусство быть матерью»

Цель: акцентировать внимание на предназначении женщины, как матери.

Задачи:

1. Раскрыть особенности формирования эмоциональной привязанности между матерью и ребенком.

2. Воспитывать уважительное отношение к материнству.

3. Способствовать укреплению современной семьи.

Оснащение:

         Выставка «Мастерство моей мамы», выставка литературы «Моя семья», коллажи «Зря спорить не стану, но думаю я, что лучшая мама на свете – Моя!», мультимедийный проектор.

«Женщина– мать по призванию, по душе и по крови... Мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим; её любовь, прежде всего физическая, естественная, следовательно, любовь по преимуществу, любовь как любовь. Она носит своё дитя у себя под сердцем, девять месяцев питает и растит его своей кровью, чувствует в себе первые жизненные его движения; оно это дитя – плоть от плоти её и кость от кости её; она рожает его на свет в муках и страданиях, и вместо того, чтобы возненавидеть именно за них – то, за эти муки и страдания, ещё более любит его»

                                                                                     В.Г. Белинский

         Уже с первого прикладывания к груди между матерью и ребенком устанавливаются сложные и многообразные отношения, суть и значение которых вряд ли можно считать до конца понятными. Если спросить об ощущениях матери в момент кормления ребенка грудью, то она затруднится передать словами все те переживания и ощущения, которые испытывает.

         Мама – первое существо, которое младенец выделяет среди окружающих. Ее он начинает узнавать раньше других, к ней в раннем детстве он испытывает особое чувство близости, доверия, именно с мамой у него связано чувство защищенности и благополучия.

         В раннем детстве формируется чувство привязанности и любви, которое оказывает решающее влияние на жизненный путь человека, его эмоциональный и интеллектуальный мир. Все чувства, для которых характерен элемент влечения, привязанности к другим людям, которую, пожалуй, можно отнести к наиболее важным человеческим свойствам, формируется на основе связи ребенка с матерью, и если они не зародились в детстве, в дальнейшем их возникновение уже почти не возможно.

Что же происходит, как возникает чувство любви?

         «Уважаемые мамы, я предлагаю Вам сейчас вспомнить, как вы держали своих детей в младенчестве? Покажите, как Вы это делали?» Да, действительно, психологи считают, что существует своего рода генетическая программа, предписывающая матерям держать детей на левой руке, приближая их, таким образом, к сердцу. Первые звуки, с которыми встречается малыш – это биение сердца матери. Английский ученый Моррис сконструировал прибор, имитирующий биение сердце матери. С помощью этого прибора удавалось успокоить плачущего младенца. Каждый раз, когда мать обнимает ребенка, она дает возможность снова услышать звуки сердцебиения, и в тоже время, ощущая тесный телесный контакт с матерью, ребенок чувствует себя в безопасности, защищённым.

         В дальнейшем, уже приблизительно с 6-ти месяцев голос и зрительный образ матери несут такой же положительный эмоциональный опыт, как ранее тесный физический контакт. И ребенок, начиная с этого времени всё реже требует тесного телесного контакта, но в замен ему необходимо видеть и слышать маму. «Вспомните тот момент, когда ребенок замолкал, услышав ваш голос из другой комнаты».

         Основными способами общения младенца с матерью является плач и улыбка. Если мама берет на руки малыша, то он смотрит в её сторону и на его лице появляется улыбка. Самое поразительное состоит в том, что точно также ведут себя и малыши, слепые от рождения. Само собой разумеется, что слепой ребенок не мог бы научиться улыбаться, переводить глаза в определенном направлении, поскольку при этом он не получает никаких визуальных впечатлений. По всей вероятности, поведением ребенка в данном случае руководит генетическая программа, направленная на удержание, «сохранение» матери рядом с собой.

         А теперь давайте проследим, как изменяется связь между матерью и ребенком по мере его роста. «Когда волчица-мать выкармливает своих волчат, они проводят вместе много счастливых часов. Все возятся в одной мохнатой куче, внешний мир, полный опасности, уходит куда-то далеко. Но когда волчица окончательно научит детенышей охотиться и добывать себе пищу, она все чаще им показывает зубы, рычит и требует, что бы они не отставали, а если они не делают того, что от них требуется, задает им хорошую трепку. Поэтому, именно стремясь к дальнейшему развитию наших детей, мать-наседка должна отойти в сторону. Так как слишком добрая мать не позволяет проявляться ярким энергиям ребенка, ему так хорошо рядом с ней, так спокойно – зачем же расставаться? В возрасте 2-3 лет в развитии ребенка начинает развиваться новый этап, который условно можно назвать «пусти», это тот самый возраст, в котором нормально развивающий ребенок, особенно в присутствии сверстников говорит матери, что бы она его отпустила, тем самым, показывая, что он уже взрослый. Здесь проявляются признаки процесса отдаления, который столь же закономерен, как и тесный контакт с матерью младенчества. И к переходному возрасту наступает следующая стадия развития отношения, которую условно можно назвать «отстань». При этом необходимо подчеркнуть, что отдаление не означает охлаждения чувства любви к матери, а всего лишь это проявление независимости, которое в свою очередь, и делает возможным поддержание здоровых, гармоничных отношений с родителями. Таким образом, связь между матерью и ребенком в своем развитии проходит три этапа: первый – «Обними крепче», второй – «Пусти», третий - «Отстань». Позднее этот процесс повторяется, но субъектом следующего «обними крепче», будет уже не мама, а кто-то другой.

Обобщая выше сказанное, мы видим, что задача матери, не только трудна, но и двойственна. С одной стороны, в ребенке необходимо развивать способность любить, а с другой – постепенно, со временем нужно создавать в нем «такую свободную валентность» при которой способность любить сможет быть реализована в отношении с другими людьми.

Спасибо за внимание !