Учреждение образования, семья и Белорусская Православная Церковь: опыт эффективного взаимодействия

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Беларуси, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, эмоциональной нечувствительности друг к другу.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации, ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные законы нельзя рационально усвоить посредством только научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В становлении духовно–нравственной культуры в обществе огромная роль принадлежит церкви. В МГУ на фасаде церкви начертаны слова: «Свет Христов просвещает всех».

  В ГУО «Средняя школа №2 г. Солигорска» именно этому вопросу духовно-нравственного воспитания уделяется особое внимание. C 2014 года в нашей школе реализуется проект «Взаимодействие семьи и учреждения образования – основной фактор успешной социализации подрастающего поколения», целью которого является создание условий эффективного взаимодействия семьи и учреждения образования как основного фактора успешной социализации подрастающего поколения. В соответствии с целью участники проекта поставили следующие задачи:

1.Способствовать активному участию родителей, прародителей в жизнедеятельности учреждения образования.

2. Организовать свободное время с учетом интересов и потребностей всех членов семьи.

3.Укреплять и сохранять ценности многопоколенной семьи как основного фактора в передаче социокультурных традиций и опыта.

4. Организовать позитивную коммуникацию и совместную деятельность педагогов, родителей и обучающихся.

Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от обучающихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, наши педагоги ведут целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием.

  В рамках месячника «Жизнь прекрасна!» проведено много интересных мероприятий и встреч.Особо теплой атмосферой запомнилась встреча старшеклассников нашей школы со священнослужителем отцом Алексеем Розовым и психологом психоневрологического диспансера Дунаевой Елизаветой Юрьевной, которые, как совершенно неожиданно выяснилось, оказались одноклассниками и выпускниками нашей школы. Тему дискуссии определили вопросы: «Что есть духовность? Что есть нравственность? Каковы истинные жизненные ценности?»

Ребята рассуждали о цене человеческой жизни, об уникальности мгновений, отпущенных судьбой, о духовной и нравственной культуре.У каждого участника была возможность получить ответы на волнующие вопросы, поделиться сокровенными мыслями, сделать соответствующие выводы, получить новый опыт. Дискуссия проводилась в форме «аквариума», т.е. аудитория делилась на два круга: внешний и внутренний. Во внутренний круг садились участники, готовые к открытому диалогу с гостями. Во внешнем круге участники были активными слушателями и могли задавать интересующие вопросы только в письменном виде по ходу обсуждения вопросов во внутреннем круге.

Разговор начался с обсуждения слов В.А.Сухомлинского: «Настоящий человек начинается там, где есть святыня души».Хотелось бы привести некоторые высказывания участников встречи: «Святыня, свято, святой, святость – слова одного корня. Святой человек – это тот, кто стремится угодить Богу, жить по воле Божией, который смирен и кроток. Кто светел, тот и свят»;

 «Духовность -это устремленность человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и, таким образом, одухотвориться»;

«Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, на основе гармонии с окружающим миром».

Подростки пришли к осознанию того, что мы всю жизнь находимся в поиске своего истинного предназначения. И в этом нам помогает вера.Особенно интересным было обсуждение притч.

Притча о двух соседях.

Один человек построил красивый дом, посадил сад, развел цветы и  прекрасно чувствовал себя в своей обители. Рядом жил бедный ленивый человек в покосившемся домике, с упавшим забором и завидовал соседу. Бедняк, пытаясь вывести соседа из себя, устраивал скандалы, бросал мусор во двор, а однажды, встав утром и выйдя во двор, увидел ведро с помоями на пороге. Он вылил нечистоты, вычистил до блеска ведро, наложил в него крупных яблок и пошел к завистнику. Тот, увидев в окно идущего, обрадовался, предвкушая радость ссоры: «Наконец я его достал!». Сосед поставил яблоки на порог и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Притча о двух Ангелах.

Однажды два Ангела, под видом обыкновенных путников, попросили ночлега в доме одной очень богатой семьи. Семья не была гостеприимна и не захотела оставить Ангелов в гостиной. Вместо этого их отвели на ночлег в холодный подвал. Когда они расстилали постель, старший Ангел увидел дыру в стене и заделал ее. Увидев это, младший Ангел спросил: «Почему?». Старший ответил: «Все не так, как кажется на первый взгляд». В следующую ночь они остановились на ночлег в доме очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с Ангелами немного еды, которая у них была, и уложили их в свои постели, чтобы те могли хорошо выспаться перед дорогой, а сами легли на полу. Утром после пробуждения Ангелы увидели, что хозяин и его жена плачут. Их единственная корова (а ее молоко было единственным доходом семьи) лежала мертвой в хлеве. Тогда младший Ангел спросил старшего: «Как это могло случиться? Первый мужчина имел все, но был таким жадным и злым, а ты ему помог, а у этих людей практически ничего не было, но они были готовы делиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?». «Все не так, как  кажется на первый взгляд,- ответил старший Ангел,- Когда мы были в подвале, я понял, что за дырой в стене находится клад с золотом. Хозяин дома был груб и не пожелал сделать добро, поэтому я отремонтировал стену, чтобы клад никогда не был найден. А в следующую ночь, когда мы спали в постели бедняков, за женой хозяина пришла смерть, а я вместо нее отдал ей корову»…

На мой взгляд, это очень глубокая притча, ведь, действительно, в нашей жизни  многое оказывается совсем не так, как нам могло показаться поначалу, только вот к пониманию этого мы приходим, как правило, уже со временем. Бывает, что какие-то неприятные, тяжелые и даже трагические события становятся первым шагом к чему-то хорошему, светлому, тогда как то, что вроде бы казалось удачей и счастьем, на деле оказывается вовсе не таким уж удачным и счастливым, и даже невольно начинаешь задумываться: «Да уж лучше не было бы этого «счастья» в моей жизни никогда, и все оставалось по-прежнему».

Человек не воспитывается по частям. Он создается всей суммой влияний, которым подвергается.Без укрепления духовных начал семьи, общественной жизни невозможна консолидация гражданского общества и развитие нашего государства. Величайшими ценностями многих поколений были верность памяти предков, любовь к Отечеству, гражданская ответственность, вера в добро и справедливость.

Сама жизнь, здоровье родных, спокойствие в стране и на душе, доброе имя, почитание родителей - ребята определили как главные жизненные приоритеты.

Подводя итоги встречи, все участники пришли к единому мнению: главная ценность человека – быть человеком.

  

Автор: Педагог-психолог   ГУО «Средняя школа №2 г. Солигорска»

             Варавка М.И.

Список использованной литературы и источников:

1.Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников\ Н.Г.Аверина\\ Нач.школа. – 2005 - №11 - С.68-71

2.Артюхова,И.С. Ценности и воспитание И.С.Артюхова\\Педагогика. -1999 - №4 - С.78-80

3. Бабанский ,Ю.К. Педагогика: курс лекций.- М.: Просвещение,1995-354с.

4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании \ А.В.Бабаян \\ Педагогика. – 2005 - №2 - С.67-68

5. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. \ Т.Г. Жарковская \\ Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003 - №3 - С.9 - 12

6. Зазнобина, Л.С. Как же выжить в мире СМИ. \ Л.С.Зазнобина \\ Медиаобразование в школе. – 1999 - №3- С.23-26

7. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека \ В.С. Леднев \\ Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002 - №6 -С.3-6

8.Мудрик, А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. \ А. Мудрик \\ Новые ценности образования: забота – поддержка - консультирование. М.: Новатор. - 1966. Вып.6. – С.56-70

9.Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения \ В.А. Сухомлинский \\ М.: Просвещение - 1990 -С.258

10. tulaschool.ru›teachers/57/1228/ Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС.